Какие стартапы привлекают инвесторов

Создание стартапа – трудоемкий процесс, требующий от идейных вдохновителей четкого понимания конечного результата и нацеленности на глобальный рынок. Есть немало примеров, когда стартап начинал зарабатывать еще до привлечения инвестиций, чем привлекал к себе особое внимание – среди украинских проектов это Petcube, EasyWay, Roamer и др.

Наряду с этим, большинство украинских стартапов благополучно выходят на зарубежный рынок, минуя стадию внутреннего украинского рынка, где продавать свои разработки практически всегда бывает невыгодно. Augmented Pixels, занимаясь дополненной реальностью, привлек к себе таких клиентов, как Samsung и National Geographic, GitLab 9 хранит исходный код проектов в «облаке» для NASA, IBM и CERN, а QROK развивает навигацию в помещениях для своего партнера Google. Так как же сделать стартап популярным и обсуждаемым, как добиться целостности идеи и правильно презентовать ее инвестору, чтобы добиться вложений в свое дело? И за какие области науки, техники и жизни вообще стоит браться?

Идея сама себя не объяснит

На встрече с инвестором первой и главной ошибкой стартап-команды является неспособность донести суть проекта до слушателя. Более того, гениальные идеи умирают на начальной стадии, если команде не хватает предпринимательских способностей создать бизнес-план и объяснить его. Все это случается потому, что люди не знают, как это сделать, им не хватает образования и опыта.

Мы решаем проблему, а не просим решить ее за нас

Главное правило – к инвестору надо приходить уже с готовыми решениями проблемы, при этом нельзя лгать и преподносить неверные или искаженные цифры финансового плана (только 40% стартапов могут отбить вложенные деньги, так что инвестор будет настроен предвзято). Опишите как сильные, так и слабые места проекта, признайте ошибки на ранней стадии и покажите наглядно, как именно вы собираетесь их решать.

Просчет конкурентов

Знаете ли вы о правиле 3D – describe, deliver, differenciate? После описания проекта и навыков самопрезентации важно донести, что вы конкурентоспособны и отличаетесь от других, к этому пункту у инвесторов будет повышенное внимание. Отвечая на вопрос «чем еще воспользуются клиенты, если это не наш продукт?», составьте внятные сравнительные таблицы, учитывая также косвенных конкурентов.

Стоит отдельно поговорить о том, какие ниши на украинском стартап-рынке еще не заполнены или заполнены не до конца. За какими стартапами следовать или в чем быть первооткрывателем в ближайшие 5 лет? Вот несколько примеров сфер, в которых можно развиваться, и за которыми следят венчурные инвесторы:

  1. Финансовые технологии или финтех

Финтех-компании ставят за цель заменить существующие финансовые услуги. Это мобильный банкинг, мобильный трейдинг, фин. консультации, электронные кошельки, боты и майнинг биткоинов (добыча цифровой валюты). Пользователями финтеха являются потребители, B2C для малых бизнесов, B2B для банков и B2B для банковских бизнес-клиентов. Известными первопроходцами в этой сфере в Украине являются BitFury, наладившая производство ASIC-чипов для майнинга биткоинов, Persollo с инвестициями от австралийских партнеров, uCredit, Taplend и т.д.

  1. Биотехнологии или биотех

Продажа биотехнологий – это футуристика для Украины, однако, с учетом того, что украинские стартаперы ценятся в мировом сообществе, над этой сферой еще только предстоит работать. К примеру, клиент, который захочет заменить себе сердечный клапан, вынужден будет выбирать всего-навсего из двух мировых компаний, занимающихся их производством: Medtronic и St. Jude Medical. Среди стран бывшего СНГ, в России есть первые успешные попытки биотех-стартапов найти зарубежных инвесторов; Украина же пока находится на стадии биотех-конференций и съездов.

  1. Агротехнологии или агротех

Сельскохозяйственный комплекс Украины уже привлекает достаточное количество заинтересованных людей, но это не значит, что здесь некуда развиваться, и все уже придумано до нас. Будущее – за миксом идей между агротехом и, к примеру, транспортом – как использование дронов в сельском хозяйстве. Дроны, кстати, это вполне благодатная тема для начинающих стартаперов – в 2016 году украинский стартап Kray Technologies, например, выиграл на польском конкурсе KRK Road to Success, где представил программу, благодаря которой дроны смогут в автоматическом режиме обрабатывать поля и снизить количество пестицидов на 70%.

  1. Аутсорсинг

Сфера аутсорсинга привлекает в Украине едва ли не наибольший процент зарубежных инвестиций. Аутсорсинг – это крупнейший работодатель для IT-специалистов, при чем, для начинающих – в том числе. Это именно тот сегмент, который по прогнозам экспертов, до 2025 года сумеет догнать сельское хозяйство по объему экспорта, что превысит $10 млрд. Сегодня Украина занимает 24 место в рейтинге лучших стран для аутсорсинга, и 1 место – в рейтинге лучших стран для IT-аутсорсинга и разработки программного обеспечения.

  1. Хардвер или биоинженерия и робототехника

Именно в этой отрасли пробился все тот же Petcube или быстро ставший известным стартап Ecoisme, занимающийся разработкой «умного дома» и отслеживающий расход электроэнергии. Разработки, связанные с роботами, в Украине больше всего любят собирать деньги на развитие на краудфандинговых платформах. За последние 5 лет украинским стартапам удалось собрать на Kickstarter и Indiegogo более $1,5 млн. Краудфандинг позволяет работать с сегментом B2C напрямую. Если у вас есть отличная идея по разработке инженерного или биотехнического решения, вперед за клиентами. Помните только, что для этого вам понадобится внятный вижуал того, как вы собираетесь воплощать идею в жизнь, несколько прототипов и объяснение, что получит от продукта покупатель.

Команда, готовящая стартап к жизни, должна обладать не только амбициями и разделять обязанности логично и по своим возможностям, но и владеть софт-скиллс и бизнес-навыками, чтобы оправдать в глазах любого инвестора его вложения и свои начинания. Именно поэтому чтобы свести риски к минимуму, нужно совмещать обучение самопрезентации и развитие своего стартапа в одном. Обратите внимание, что в DAN.IT education вы приобретете soft-skills, подтянете английский язык и научитесь презентовать проект клиенту и инвестору – то есть, объедините все недостающие рядовым стартаперам элементы, чтобы грамотно подать свой будущий проект.

Все статьи
Контакты