Всё больше людей выбирает UI/UX дизайн, потому что видит себя в качестве востребованного специалиста, который хочет продвигать нестандартные идеи, решения, и реализовывать их на практике, учиться с лучшими и у лучших, развиваться и создавать приятные глазу и простые в использовании сайты, приложения и так далее. Но многие из тех, кто приходит в сферу веб-дизайна, сталкиваются даже не с трудностями, — с первыми ошибками, последствия которых негативно отражаются на восприятии своих работ и самих себя, снижают продуктивность, портят отношения с заказчиком.
Я проработал в сфере дизайна более 12 лет, прошёл путь от новичка до дизайн-директора, и во многом сам учился на таких ошибках, а также наблюдал их у своих коллег и учеников. Позже я понял, что все факапы начинающих делятся на две категории: профессиональные и личные. К первым относятся все те, которые непосредственно связаны с разработкой дизайна, с макетами, правками, дизайн-элементами и прочим. Личные затрагивают сферу мотивации и самокритики. Давайте подробнее рассмотрим, о каких распространённых ошибках речь.
Профессиональные
Ненужное усложнение
Задумайтесь, правда ли человек открывает ваш сайт, чтобы посмотреть на красивые иллюстрации? Или удивиться необычному меню? Человек, зайдя на сайт, чаще всего просто хочет реализовать свои потребности. Например, быстро заказать пиццу и поесть. Начинающие дизайнеры любят усложнять те вещи, которые можно оставить «банальными», или скопипастить у других проектов. Но не стоит бояться обращать внимание на грамотно реализованные кейсы успешных конкурентов. Это шаг к пониманию, что нужно оставить, а над чем — поработать.
Добавляя каждый новый дизайн-элемент, задайте себе вопрос, несёт ли он конкретную пользу для человека. Не нужно придумывать телеге пятое колесо, следите за тем, чтобы дизайн оставался чистым, однородным и понятным.
Отсутствие фокуса на ключевом действии
Сайт, как хороший собеседник, всегда воспринимается лучше, если чётко формулирует своё преимущество. Спрашивайте себя, что вы предлагаете, какой путь проходит пользователь на странице, какое ключевое действие ему предстоит совершить. Чётко ведите его к этому действию. Например, можете использовать пятисекундное тестирование. Ненадолго покажите макет другу, а затем спросите, что ему удалось понять о сайте. Разобрался ли он, что система позволяет сделать, что предлагает?
Визуальный шум
Помните, что внимание зрителя, которое он готов потратить на просмотр сайта, ограничено. Представим это внимание в виде стакана с водой. С каждым новым элементом дизайна мы как бы отпиваем глоток.
Начинающие дизайнеры заигрываются с инструментами и делают страницы «шумными», низкоконтрастными и перенасыщенными. Вместо светло-серого фона попробуйте сделать его чистым, белым. Добавляя новую разделительную линию, попробуйте, как дизайн будет смотреться без неё.
Непоследовательность
Часто каждая новая страница сайта выглядит как новый сайт. Поэтому, создавая новый заголовок, блок с текстом, форму, подумайте, можно ли использовать уже готовый блок. Например, форму создания. Всегда по возможности повторяйте уже использованные графические приёмы. Это даст человеку правильное понимание работы элемента, и ускорит процесс разработки вашей идеи программистами.
Решение только под одну ситуацию
Дизайнеры любят большие дисплеи, максимально точную цветопередачу. Работая за монитором, мы забываем, что наш сайт или мобильное приложение будет использоваться совсем в других, куда более разнообразных условиях. Сайт будет открываться во всевозможных размерах браузера, от 320px до 2500+px. Мобильное приложение будет запускаться без интернета, возможно, даже использоваться на бегу. Старайтесь думать наперёд, рассмотрите совершенно разные способы работы с вашим продуктом. А лучше всего, тестируйте больше.
Личные
Самореализация во что бы то ни стало
Часто новички идут путём «Хочу сделать красивенько, и чтобы мне нравилось» вместо того, чтобы прислушаться к клиенту. Это понятно, потому что после окончания обучения мы хотим радоваться новоприобретённым навыкам — вот и используем их по максимуму. Но при этом часто забываем, что наше «красиво» может идти вразрез с пониманием клиента, а проект нужен ему. В своё время простая истина оказалась неожиданностью для меня: клиент платит за реализацию собственных идей. Мы помогаем ему в этом, но не являемся финальной точкой принятия решения. Так что слушайте своего заказчика.
Ненужное упрямство
Первые работы, особенно те, в которые вложено много сил, — это личное достижение дизайнера, критиковать их нельзя. Поэтому различайте макет и личную оценку. Лучшее упражнение — не упорствовать и отдать макет другому человеку, чтобы он оценил его, а вы перешли к другим проектам и не боялись делать новые и новые варианты.
Слишком большое внимание к деталям
Начинающие дизайнеры могут зацепиться за ту часть, которая нравится лично им. Например, главная иллюстрация на сайте, красивые иконки – что угодно, что представляет интерес и ценность для дизайнера, но расходится с бизнес-задачами.
Спрашивайте себя, как любое ваше действие поможет делу клиента. Действительно ли стоит вкладывать очередные 16 часов в улучшение одной иллюстрации на сайте? Что более важного мы можем сделать за это же время? Возможно, куда полезнее быстро выпустить сайт, собрать мнение живой аудитории о том, чего не хватает, а затем уже доделывать приятные мелочи.
Незнание своей цены и ценности
Можно, конечно, работать и бесплатно, но рано или поздно заходит речь об оплате труда. На это этапе новички часто теряются. Есть быстрое универсальное решение: разделите вашу месячную оплату на 168 – и получите стоимость желаемого вознаграждения за час. Умножьте эту стоимость на предполагаемую длительность проекта и называйте итоговую сумму.
Например, вы планируете сделать сайт-визитку за 5 рабочих дней, т.е. за 40 часов. Зарабатывать для начала вы бы хотели $800 долларов в месяц, значит, стоимость часа работы равна $4,7. Тогда такая работа может стоить $190. Не бойтесь смело брать 20% на риски, всегда что-то идёт не так. Итог — около $230.
Самокритика
Когда у новичка начинает получаться, первая радость часто сменяется паникой. “Ведь у гуру дизайна выходит лучше!”, — часто слышу я. “Мои макеты не такие классные, ничего не выходит!”. Самокритика часто останавливает дальнейшее развитие. Будьте к себе максимально снисходительны, постоянно занимайтесь чем-то новым. Хорошая новость заключается в том, что даже лучшие дизайнеры, начиная создавать проект, ориентируются на новые работы в своей области. Пусть самокритика будет тёплым огнём мотивации, а не деструктивным пожаром.
Главный совет, который я могу дать новичкам — пробуйте и прислушивайтесь к себе. Получаете ли вы удовольствие от того, что создаёте новый макет, равняете текст, придумываете визуальные ходы? Радуетесь ли классному решению? Если да, тогда просто дайте себе время — и всё точно получится.
Александр Войтенко,
design program director в Trinetix и программный директор курса UX/UI design в DAN.IT education.